Ташкентское Метро - История
Главная
История
Фотоальбом Гостевая Ссылки


ИСТОРИЯ

 

В 1977 году к очередному празднованию годовщины Октябрьской революции в Ташкенте открылась первая линия метрополитена - первого метро в Средней Азии, построенного в сейсмоактивном районе при технической поддержке московского метростроя.

Строительство метро в Ташкенте начато в 1971 году. Первый участок первой - Чиланзарской линии (от ст. "Сабира Рахимова" теперь "Алмазар" до ст. "Октябрьской Революции" ныне "Сквер Амитра Тимура") с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введён в эксплуатацию 6 ноября 1977 года. Протяжённость линии составляла 12,2 км.

Второй участок Чиланзарской линии (от ст. "Октябрьской Революции", теперь "Cквер Амира Тимура" до ст. "Максима Горького" ныне "Буюк Ипак Йули") с 3 станциями вступил в строй 18 августа 1980 года. Протяжённость участка составляет 4,6 км. К августу 1980 года число станций на двух участках Чиланзарской линии метрополитена достигло 12, а протяжённость составила 16,8 км.

Чиланзарская линия метро будет протянута до Ташкентского тракторного завода (3 станции), а также соединится с Сергелийской линией (1 станция), которая будет проложена от массива Сергели до ипподрома.

В 1980 году начато строительство первой очереди второй - Узбекистанской линии метрополитена от станции "Навои" до станции "Ташкент" с 5 станциями. В декабре 1984 года первая очередь Узбекистанской линии была сдана в эксплуатацию. Протяжённость этого участка - 5,6 км.

В ноябре 1987 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Узбекистанской линии со станциями "Чкаловская" и "Ташсельмаш", протяжённостью 3,2 км, длина линии при этом достигла 8,8 км.

"Чкаловскую" (ныне "Дустлик" - "Дружба") и "Ташсельмаш" (теперь "Машинасозлар" - "Машиностроителей") пришлось дважды закрывать из-за неблагоприятной экологической обстановки:
1. 18 сентября 1989 года. Станции открылись повторно вместе с третьей очередью Узбекистанской линии 6 ноября 1989 года.
2. В апреле 1990 года. Станции открылись в третий раз вместе с четвёртой очередью Узбекистанской линии 30 апреля 1991 года.

В ноябре 1989 года начала работать третья очередь Узбекистанской линии с двумя станциями - "Гафура Гуляма" и "Чорсу", протяжённость этого участка составляет 2,2 км. И, наконец, 30 апреля 1990 года было завершено сооружение Узбекистанской линии - была открыта четвёртая очередь со станциями "Тинчлик" и "Беруни" протяжённостью 3,2 км. Общая протяжённость линий составила около 31 км с 23 станциями.

Планируется продолжить строительство Узбекистанской линии метро. Она будет удлинена от студенческого городка до массива Каракамыш (1-2 станции), а с другого конца – до массива Куйлюк (3-5 станций).

В сентябре 1988 года начато строительство третьей Юнусабадской линии метрополитена. 1 сентября 2001 года состоялось открытие Юнусабадской линии, которая имеет 6 станций, протяжённость 7,61 км и метромост между станциями "Бадамзар" и "Шахристанская" (бывш. "Хабиба Абдуллаева") в районе телевизионной башни через реку Боз-Су. Участок сдан в эксплуатацию 26 октября 2001 года.(см. схему)

В 2003-2004 годах намечалась сдача ещё трёх станций Юнусабадской линии, причём 2 из них наземные, но в связи с финансовыми трудностями строительство было приостановлено и возобновлено только в октябре 2016 года. Сроки сдачи участка из 2-х станций (а не 3-х, как планировалось ранее) с рабочими названиями "Юнусабад" (ранее "Файзулла Ходжаев") и "Туркестан" (ранее "Юнусабад") протяжённостью 2,7 км, определены на 2019-2020 год.

Юнусабадскую линию планируется также удлинить до Южного вокзала (4 станции).

4 линию метро с 6-ю станциями и длиной более 8 км - Сергелийскую, первоначально хотела построить китайская компания Citic International Cooperation. Строительство планировалось начать в конце 2003 года. Ввод в строй был намечен на 2010 год, но эти планы не сбылись. Строительство началось только в ноябре 2016 года, причём теперь строить метро в Ташкенте будет АО «Узбекистон темир йуллари».
Новый проект строительства рассчитан на 4 года, причём Сергелийская линия будет надземным эстакадным продолжением Чиланзарской линии длиной 7,1 км. Конечная станция будет находится в районе нынешнего массива «Спутник».

В направлении Куйлюка в октябре 2017 года от "Чкаловской" (ныне "Дустлик" - "Дружба") строится новая Кольцевая линия в надземном эстакадном исполнении.

Строительство разбито на 5 этапов с 2017 по 2021 год (объявлено об ускорении строительства и вводе до 2020 года первых двух участков, что маловероятно).
На первом этапе будет построен отрезок от станции "Дустлик" до рынка "Куйлюк". Протяжённость составит 11 километров, намечается построить восемь станций.
На втором этапе линия метро свяжет рынок "Куйлюк" и станцию метрополитена "Алмазар". Протяжённость также составит 11 километров.
На третьем этапе будет построен участок между станциями "Алмазар" и "Беруни". Протяжённость участка 11 километров.
На четвёртом этапе линия метро свяжет станции "Беруни" и "Бадамзар". Протяжённость 7,1 километра.
На пятом этапе линия метро будет соединена со станцией "Дустлик". Протяжёенность 12 километров.

Всего планируется возвести 35 станций и 3 вагонных депо. Протяжённость новой линии составит 52,1 км, из них 50,5 км будут проложены над землёй по эстакаде высотой 6 м и 1,6 км — по земле.